rdsbanner
Евгения Жилина

История о настоящей любви: как Билл Гейтс ради своего Porsche 959 менял американские законы

Ни запреты, ни законы не могут встать на пути миллиардера, который воспылал страстью. Пусть даже страстью к немецкому автомобилю. 

Пока одни критикуют Билла Гейтса, всерьёз полагая, что он хочет вживить всем и каждому по микрочипу, другие, наоборот, восхищаются им. И, будем честны, причин для этого предостаточно. Вы сразу подумали про главное детище его жизни, корпорацию Microsoft, или про разные благотворительные начинания? Но знали ли вы, что основатель транснационального гиганта успел приложить руку даже к автомобильной индустрии, а если быть точными — к модели Porsche 959?

К истокам

Немного истории. В далёком 1980 году Питер Шутц занял пост генерального директора компании, и тогда главному инженеру Гельмуту Ботту удалось добиться создания нового раллийного автомобиля на базе 911-ого, который должен был продолжить «родословную». К 1986 году немцы собрали весь свой опыт и приложили максимум усилий, чтобы представить на рынке жемчужину — суперкар 959. На минуточку, этот автомобиль на тот момент был самым быстрым в мире, правда, спустя всего год этот титул перешёл к Ferrari F40. Но даже покинув пьедестал, машина поражала современников и техническими характеристиками, и управляемостью, и динамикой.

Чем же эта модель так хороша?

Porsche 959 должен был стать гоночным автомобилем группы B, поэтому он «позаимствовал» двигатель у Porsche 935/78 Le Mans racer и доработал его. Теперь мощный 2,85-литровый шестицилиндровый двигатель с двойным турбонаддувом выдавал 444 л.с. при полном приводе. Разгоняясь до «сотни» за 3,6 секунды при максимальной скорости 315 км/час, Porsche 959 отлично вёл себя и на гоночной трассе, и на обычных шоссе благодаря регулируемой высоте дорожного просвета и подвески.

Цена вопроса

Был у этого чудесного, с какой стороны ни погляди, автомобиля один крайне существенный недостаток — стоимость. Даже по сегодняшним меркам выложить $225 тыс. за машину, пусть и очень скоростную, может позволить себе далеко не каждый, а для середины 80-х цена была и вовсе космической. Но, конечно, такая цифра не пугала самых богатых американцев, так что в Новом Свете быстро нашлись покупатели. Только вот получить свои автомобили поначалу казалось невозможным.  

Корень зла

Как мы уже сказали, машину можно было приобрести за $225 тыс., но Porsche всё равно продавала каждую модель с убытком, так как себестоимость одного экземпляра составляла $500 тыс.! То есть затраты были огромными без какого-либо экономического «выхлопа». В результате Porsche так и не получила сертификат для 959-го в США, несмотря на то, что NHTSA (Национальное управление безопасностью движения на трассах) потребовало от компании предоставить им аж четыре автомобиля для проведения краш-тестов. Выкинуть на это дело ещё $2 млн долларов Porsche просто не могла себе позволить, тем более что и самих автомобилей этой модели было не так уж и много.

Билл вступает в дело

Первыми американскими покупателями нового Porsche стали основатели Microsoft Билл Гейтс и Пол Аллен. Третьим парнем, который также заказал себе новинку, был начинающий на тот момент актёр и комик Джерри Сайнфелд, известный фанат Porsche.

Новенькие 959-е быстро доставили к американским берегам, но тут начались проблемы… Поскольку они не прошли сертификацию NHTSA, их сразу конфисковали. Об автомобилях Аллена или Сайнфелда не так много информации, но мы знаем, что Porsche Билла Гейтса провёл на штрафстоянке долгих 13 лет!

Отчаянное предложение

В какой-то момент Гейтс уже сам был готов купить машины для краш-теста, чтобы поскорее получить свой Porsche, но тогда выяснилось, что и такого широкого жеста было бы недостаточно. Согласно существовавшим законам, требовалась обязательная  модификация модели для её соответствия стандартам американского дорожного движения. Был ещё один обходной путь. Закон об импорте гласил, что любой автомобиль, не имеющий федеральной регистрации, мог легально въехать в США только по истечении 25 лет с момента выпуска. То есть Porsche 959 1987 года можно было ввезти в США только в 2012-м!

Война Билла

Билл Гейтс нанял команду юристов, чтобы оспорить этот закон. Специалисты потрудились на славу, и лоббирование привело к внесению поправок в законопроект, разрешавших импорт редких автомобилей с тиражом менее 500 экземпляров, даже если они не были сертифицированы в Штатах.

Победа и пополнение гаража

Итак, спустя чёртову дюжину лет, потратив огромное количество сил, времени и денег, Гейтс добился своего. В изменённом законопроекте теперь говорилось, что машина может быть легализована в США, если она «имеет историческое или технологическое значение, что позволяет в интересах общества демонстрировать её в Соединенных Штатах, даже если привести транспортное средство в соответствие с федеральным законом об автомобилях представляется трудным или невозможным». А уж в том, что Porsche 959 относится к этой категории автомобилей, сомневающихся не нашлось.

rdsbanner