rdsbanner
Анна Криворучко

И клоунский колпак в придачу: самые нелепые радиопереговоры Scuderia Ferrari в «Формуле-1»

В сегодняшней «Формуле-1» Ferrari настолько же комичны, насколько легендарны. Не верите? Тогда эта подборка диалогов между пилотами и командным мостиком для вас.

Итальянский гоночный коллектив — старейший в истории Королевских гонок. Команда из Маранелло стояла у истоков «Формулы-1» и по праву считается неотъемлемой частью этого вида автоспорта. На сегодняшний день Ferrari ещё и самая успешная в нём: со времён своего дебюта в 1950 году пилоты, управлявшие красными болидами, выиграли больше всего гонок и принесли рекордное количество Кубков конструкторов. Помимо этого, за красными автомобилями числится с десяток невероятных достижений, превзойти которые удастся нескоро.

Тем не менее в последние годы (а это чуть больше десятилетия) у «конюшни» не всё так гладко, как хотелось бы. Заключительный, во всяком случае на данный момент, акт борьбы за чемпионство случился ещё во времена первого повального доминирования Red Bull (тогда заветный кубок едва не забрал Фернандо Алонсо). С тех пор всерьёз рассчитывать на первые строчки протоколов не приходилось. Чаще виной всему была ошибочная концепция болида или проблемы с его надёжностью, но, помимо проблемной техники за многие миллионы долларов, в дело нередко вмешивался (и продолжает это делать) банальный человеческий фактор.

О стратегах «Феррари» родилось уже огромное количество шуток, и эта должность практически стала именем нарицательным среди самых преданных фанатов «Формулы-1». Действительно, не талант ли это — буквально парой решений выбить обоих пилотов из борьбы за подиум или фактически подарить победу соперникам, забыв подготовить шины для пит-стопа, на который сами же и позвали гонщика.

Наблюдать за подобными провалами бывает и смешно, и грустно одновременно, но чего у коллектива не отнять, так это огонька, который они привносят даже в самый заурядный этап. Взять хотя бы одни радиообмены между инженерами и пилотами в момент Гран-при. Там и отчаяние, и гнев, и отрицание, и призывы к здравому смыслу. Одним словом, весь возможный спектр эмоций, приправленный ноткой абсурдности. Кажется, по мотивам таких коротких бесед можно было бы выпустить целую книгу, но мы решили ограничиться периодом последних двух сезонов, так что уместили все забавные радиопереговоры в эту подборку.

Монако’22

SF (Карлосу Сайнсу): В Боксы, в боксы.

Пару кругов спустя:

SF (Шарлю Леклеру, который совсем недавно совершил остановку): В Боксы, в боксы.

SF: Нет, оставайся, оставайся (на трассе, — Прим. ред.).

Lec (уже нырнувший на пит-лейн): непрекращающаяся непечатная брань.

Канада’22

SF: Мы думаем над планом B, дай мне знать, какое твоё мнение по этому поводу.

Lec: Да я же даже не могу обогнать Окона!!!

Великобритания’22

Lec: Что мне делать? Я же проигрываю гонку (застряв за напарником по команде Карлосом Сайнсом. — Прим. ред.)!

SF: Мы сказали ему ехать быстрее.

Сзади приближается Льюис Хэмилтон, Сайнс сдерживает напарника до своего пит-стопа. После всех остановок история продолжилась. В конце концов позиции внутри коллектива разменяли, но примерно через десяток кругов выехала машина безопасности. Все кроме Леклера, возглавлявшего протокол, сменили покрышки на новые.

SF (Шарлю Леклеру): У Сайнса и Хэмилтона позади тебя новые мягкие шины.

Lec: …

Уже после гонки «Скудерия» скажет: они были уверены в том, что Шарлю хватит изношенных жёстких колёс, чтобы удержать первую позицию. Спойлер: нет. Монегаск финишировал вне призовой тройки.

Австрия’22

Lec: Педаль газа ощущается странно.

SF: Мы к тебе вернёмся.

Спустя некоторое время:

SF: По телеметрии всё в норме.

Lec: На данный момент и я чувствую, что всё в порядке.

Ещё 2 круга спустя:

Lec: Да что у меня с газом?!

SF: А, да, педаль просто иногда залипает. Попробуй как-нибудь пошевелить её ногой.

Lec: А что конкретно происходит?

SF: Она не возвращается в нулевое положение.

Lec: Я это чувствую. Это полный провал.

Ещё круг спустя:

Lec: Передачи не переключаются вниз.

SF: Так это ж всё из-за педали.

Шарль финишировал первым. Не благодаря, а вопреки.

Франция’22

SF: Темп хороший, ты делаешь отличную работу!

Sai: Вообще мне так не кажется, но ладно.

Нидерланды’22

SF: Мы уверены, что не сможем выполнить план С.

Lec:

Мексика’22

Lec: Подумайте над планом С, если нам всё равно нечего терять.

SF: Но тогда нам придётся быть очень осторожными с трафиком, если мы на него перейдем.

Когда пытаешься заставить команду поработать прямо из кокпита, но она сопротивляется.

Бразилия’22

Lec: Я один выехал на промежуточной резине, верно?

SF: Полагаю, что да.

В этот момент никакого дождя не было, грозовой фронт только приближался к автодрому.

Lec (застряв за Карлосом Сайнсом): Подумайте о чемпионате! Если мы останемся на этих позициях…

Lec (немного позже): Пожалуйста, подумайте о чемпионате, о каждом очке.

SF: Это (размен позиций. — Прим. ред.) слишком рискованно.

Lec: Отличная работа…

Саудовская Аравия’23

SF: Поезжай так быстро, как только можешь (под машиной безопасности. — Прим. ред.) — Хэмилтон уже заехал на пит-стоп.

Lec: Ребята, нужно было сказать мне об этом раньше!

SF: Да, поняли, извини.

Lec: Ок, но, парни, в самом деле…

Естественно, Хэмилтон выехал впереди.

Монако’23

SF: В боксы, в боксы.

Sai: Я остаюсь на трассе!

Парой кругов позже:

SF: В боксы, в боксы.

Sai: Я остаюсь на трассе!

Ещё немного позднее:

SF: В боксы, в боксы.

Sai (всё же заехав на остановку и вернувшись за соперником): Ребята, это же именно то, о чём я говорил. Останавливаться было слишком рано!

Когда ничто не может уберечь команду от очередной клоунады, даже собственный пилот. К слову, на момент пит-стопа покрышки были в порядке — на них можно было проехать ещё минимум 10 кругов без потери темпа.

Великобритания’23

SF: Мы думаем над планом В.

Sai: Рикки, а что значит план В? Я забыл…

Иногда дурной пример всё же заразителен.

США’23

SF: Что ты думаешь о плане С, или сохраним план D?

Lec: Да что вообще такое ваш план С?! Какой С? Уже слишком поздно для каких-то там планов…

Стартовавший гоночный сезон 2024 года ещё не успел пополнить копилку «шуток» командного мостика Ferrari. Сюда могло войти разве что полное игнорирование просьб Карлоса Сайнса о командной стратегии, но то ли ещё будет.

Запасаемся блокнотами и ручками, готовим попкорн и всячески откладываем момент растопки отдельного котла для стратегов и гоночных инженеров. Иначе кого же обсуждать после взмаха клетчатым флагом? А если отбросить иронию и сарказм, то мы искренне соболезнуем болельщикам «Скудерии» и вместе с ними верим в то, что чёрная полоса совсем скоро закончится.


Анонсирующие фото: pxhere.com

rdsbanner